Выступление Н. В. Лазуренко

 

Механизмы взаимодействия школы и родителей как инструмент повышения качества образования.


Добрый вечер уважаемые коллеги, уважаемые родители!

Мир ребенка начинается с семьи.

Какие бы процессы не происходили в современном обществе, мы видим, что альтернативы семье нет. Люди не придумали ничего более совершенного и надежного, чем мир близких, мир семьи. Наша общая задача – способствовать повышению ее авторитета как самого главного института воспитания личности, создать необходимые условия для его развития в данном качестве. Окончив занятия, работу, отдохнув в отпуске, пролечившись в больнице, мы всегда возвращаемся домой, в свою семью: большую или маленькую, счастливую и не очень – не столь важно, главное – в свою. Она дает нам ощущение стабильности и защищенности, внимания и тепла, любви и заботы.

Ребенок не рождается хорошим или плохим. Так же не рождаемся и мы хорошими или плохими родителями. Родителями становятся. И какими мы будем – зависит от нас самих, от того в какой семье мы выросли, можем ли мы развиваться рядом с детьми, ведь ребенок, находящийся в постоянном изменении, ведет нас за собой.

Научно доказано, что воспитать личность, социально адаптированную к изменяющимся условиям современной жизни, возможно только в полноценной семье, так как именно в ней задается образец межполовых взаимоотношений, проигрываются мужские и женские социальные роли.

Есть немало вещей, которым ребенок может научиться только у мужчины. Для мальчика важно его сходство с папой, он копирует мужской образец поведения, девочка получает самые первые навыки общения с противоположным полом, формирует свой идеал мужчины. К большому нашему сожалению в школах практически нет мужчин-учителей, и примерно в 30% семей мама одна воспитывает детей. Сегодня, как правило, отцы зарабатывают деньги, а свои воспитательные функции передают жене, другим членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, принижая его значение в правильном формировании личности ребенка? Но влияние на психику ребенка оказывает не только наличие или отсутствие отца, а и отношения между родителями, отношение их к нему самому. Вот почему сохранение нормальных отношений между родителями очень важно для успешного осуществления ими воспитательных функций. Быть родителями нелегко, это вечный труд, наполненный как радостями, так и огорчениями, это труд самоотдачи, самопознания, самопроявления. Но есть ли более великое предназначение, чем вырастить хороших детей, продолжив в них свою жизнь?

Педагоги в современных условиях решают сложнейшую задачу индивидуализации обучения и воспитания ребенка в коллективе. Но психологически ребенок будет себя чувствовать комфортно, когда единство требований и принципов осуществляется не только в образовательном учреждении, но и на улице, в общественных местах и, обязательно в семье. Мы не можем воспитать отдельно хорошего ребенка, если не попытаемся воспитать его окружение. Именно в этом заключается глобальная задача привлечения социальных партнеров – родителей, производственных предприятий и предприятий бизнеса к воспитанию подрастающего поколения. Передача ценности труда, ценности трудовой копейки, заработанной в дружном, слаженном коллективе – важнейшее условие социализации ребенка в качестве человека дела, чести, слова. Только совместными усилиями мы сможем оказать ребенку необходимую помощь, поддержку, уберечь его от противоправных действий.

Уважаемые участники конференции!

Статья вторая Закона «Об образовании» говорит: «государственная политика в образовании носит государственно-общественный характер». О поисках механизмов реализации этой статьи говорит и Концепция модернизации российского образования. В первых же ее строках мы читаем: «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России». Концепция планирует развитие образовательной отрасли как открытой государственно-общественной системы, прежде всего за счет повышения ответственности за детей между всеми участниками образовательного процесса – родителями, педагогами, заинтересованной общественностью.

Городскую систему государственно-общественного управления в сфере общего образования можно разделить на несколько направлений.

Первое направление — создание и функционирование органов, обеспечивающих общественное участие. Наиболее распространенными формами здесь являются педсовет, родительский комитет класса, общешкольный родительский комитет. В школах нашего города созданы и начали действовать Советы учреждений, в Гимназии – управляющий совет, в коррекционных образовательных учреждениях - попечительские советы.

Назрела острая необходимость в создании на уровне города Совета родителей – совещательного органа при Управлении образования. Без поддержки со стороны инициативных пап и мам сегодня не обойтись не только отдельному взятому образовательному учреждению, но и всей муниципальной системе образования. Сообща легче наладить взаимодействие семьи и педагогов, защитить законные права детей и найти способы решения многочисленных проблем, с которыми сталкиваются сейчас школы и родители.

Второе направление — развитие механизмов социального партнерства и корпоративной социальной ответственности развития системы образования. В городе существует практика новых, более гибких форм поддержки образования, ориентированных на проявление творческой инициативы со стороны образовательных учреждений. В их числе: социальный заказ, благотворительность, спонсорство, гранты РФЯЦ ВНИИТФ, премии главы города обучающимся и педагогическим работникам.

Опыт руководителей образовательных учреждений показал, что достигать результатов помогает делегирование части управленческих вопросов родительской общественности. Очевидно, что даже очень правильно спланированные действия не дают системного эффекта без учета всего многообразия деятельности школы. Поэтому в содержании взаимодействий с семьей условно можно выделить несколько блоков:

Первый блок - Соуправление школой

В рамках деятельности родительских комитетов классов, школы родители принимают участие в организации социально-педагогической помощи детям и их семьям, в планировании совместных творческих дел, в укреплении материально-технической базы школы, благоустройстве учебных кабинетов, решают вопросы охраны здоровья. Так в Гимназии благодаря родителям охват горячим питанием составляет 100%. Во всех образовательных учреждениях регулярно проводятся родительские собраниях, на которых решаются различные вопросы жизнедеятельности класса, школы.

По этому блоку предлагается включить в резолюцию конференции следующее:

А) ввести в традицию проведение городских родительских конференций;

Б) ввести в практику общественную экспертизу готовности школы к новому учебному году. Эта новая инициатива апробирована в Челябинских школах и получила высокую оценку. Для проведения экспертизы создаются экспертные комиссии по направлениям деятельности школы из числа представителей надзорных органов, родителей, старшеклассников, представителей предприятий, педагогических работников.

В) организовать прием председателем школьного родительского комитета родителей и обучающихся. Это позволит снимать конфликтные ситуации между родителями и детьми, родителями и педагогами. А также позволит обогатить банк встречных идей родительского актива и педагогического коллектива школы;

Г) проработать вопрос проведения конкурсов классных родительских комитетов, конкурса на лучшего председателя родительского комитета класса, школы.

Второй блок – взаимодействия, направленные на повышение качества образования

Здесь можно отметить как положительный момент участие родителей в программе «Школьный учебник», проведение Дней открытых дверей. В школах разработаны механизмы включения родителей в осуществление программы средового образования. Родители принимают активное участие в организации экскурсий, культуроформирующих мероприятий – таких как посещение обучающимися театров, выставок, музеев, ведут секции ОФП, осуществляют общественный контроль в качестве наблюдателей за организацией и проведением государственной (итоговой) аттестации в 9 и 11 классах.

Происходящие значительные изменения приоритетов в школьном образовании такие как:

-переориентация на компетентностный подход;

-овладение новыми информационными технологиями;

-умение сотрудничать и работать в группах;

-непрерывное самообразование и другое

ставят перед школой цель – обучение проектированию как универсальному умению. И вот здесь незаменимую помощь могут оказать родители, став руководителями или участниками различных социальных и других проектов во внеурочной деятельности школьников. Это позволит включить детей в реальную практическую деятельность по решению актуальных проблем местного сообщества и тем самым поможет им в дальнейшем быть конкурентоспособными на рынке труда. Эта деятельность позволит сформировать у школьников представление о единстве целей семьи и школы.

Третий блок – это взаимоотношения, направленные на повышение педагогической грамотности родителей.

Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания, помогает найти ответы на все злободневные вопросы. Ведь не секрет, что для родителей всегда актуальны те проблемы, которые связаны:

- с физическим и психическим здоровьем детей;

- с вопросами общения родителей и детей;

- с интеллектуальным развитием ребёнка;

- с положительным опытом семейного воспитания.

В образовательных учреждениях родительский всеобуч проводится в таких формах как: общешкольные и классные родительские собрания, лектории, индивидуальная работа классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов с родителями.

Но существует проблема в более активном применении интеративных форм работы, таких как дискуссии, творческие лаборатории, семинары-практикумы, тренинги, круглый стол и т.п.

Четвертый блок. Повышение базовой культуры детей, культуры их досуга, формирование школьного уклада.

В наших школах внедрены и успешно работают такие механизмы формирования культуры детей как: совместное проведение коллективных дел (турслеты, ярмарки, веселые старты, проведение праздников и т.п.). Ценен опыт проведения в школе 121 такого мероприятия как «День семьи», а в 128 школе – Клуба выходного дня. Руководители образовательных учреждений, председатели школьных родительских комитетов приходят к выводу, что когда работа строится на диалоговой основе, родители участвуют в обсуждении педагогических идей, выстраивается продуктивное взаимодействие родителей и педагогов.

Однако слабым звеном в сотрудничестве с родителями является организация взаимодействий родительского актива с детским. В качестве положительного примера можно привести совместную деятельность родительского и ученического активов 5-11 классов 117 школы в начале учебного года по планированию жизнедеятельности школы, а в мае месяце проведение совместного анализа всей проведенной работы за учебный год. Мы предлагаем продумать и организовать более тесное взаимодействие родительского актива с детским самоуправлением. Выстроить эти взаимодействия системно с учетом всех направлений деятельности.

Еще одно направление, способствующее повышению инвестиционной привлекательности системы общего образования, — обеспечение открытости деятельности муниципальной системы образования и образовательных учреждений. Важным составляющим своевременного и качественного информирования общественности о происходящих в системе изменениях является взаимодействие со средствами массовой информации, а также публичный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.

При этом важной составляющей является наличие действующих, регулярно обновляемых сайтов образовательных учреждений, Управления образования, Муниципального методического центра и администрации города Снежинска.

В проект резолюции нашей конференции внесен пункт о создании на сайте Управления образования странички «Говорит Совет родителей» для освещения деятельности этого общественного органа.

Несколько слов хотелось бы сказать о деятельности Дворца творчества детей и молодежи, в котором мы сейчас находимся. В нем представлено более восьмидесяти образовательных программ дополнительного образования. Эти программы способствуют формированию ценностных ориентаций, развитию интеллектуального, творческого потенциала, самореализации ребенка, развитию коммуникативных навыков, приобщают к здоровому образу жизни. Ежегодно обучающиеся Дворца творчества становятся победителями и призерами мероприятий различного уровня. В прошедшем 2011 году 141 ученик стали призерами областного уровня, 72 - призерами регионального уровня, 226 – всероссийского уровня и 4 –международного уровня. Обучающиеся Дворца творчества награждаются и премиями Президента.

Дорогие родители, приводите своих детей во Дворец, используйте реальную возможность развития способностей своего ребенка.

Каждый человек, рожденный в этом мире, представляет собой нечто особенное, оригинальное, никогда не существовавшее прежде.

И мы самые близкие для ребенка люди – учителя и родители, должны помочь ему почувствовать в себе это особенное, помочь осуществить ему в этом мире свою уникальную миссию. Именно эта идея является главной в переходе старшей школы на профильное обучение.

Делать в образовании упор на использование индивидуальных различий, на то позитивное, что заложено природой в ребенке – значит обеспечить его жизнестойкость, его способность к выживанию, финансовую обеспеченность. Только тогда мы можем от чистого сердца ему сказать: «Мы тебя любим!».

Спасибо за внимание.


 leto banner

 banner nac proekty

logo personalnyedannyedeti

 

 EGE 2020