Выступление Л.А. Проскуры

 

Кризисы развития детей школьного возраста


Школьное детство представляет собой длительный этап жизни развивающейся личности. Ребенок за одиннадцать лет школьного обучения должен достичь физической, социальной и моральной зрелости, пройдя ряд своеобразных возрастных периодов: младший школьный (1-4 классы), подростковый (5-8 классы), старший школьный или юношеский (9-11классы). Каждый период школьного возраста отличается своими существенными особенностями, связанными с физическим, интеллектуальным, волевым, нравственным, личностным развитием.

 

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет.

В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Физиологическую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-психическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако это не мешает адаптации ребенка к новым условиям (В.П. Петрунь, Л.Н. Таран).

 

Принципиально меняется социальная ситуация развития ребенка. Он становится «общественным субъектом», выполняет общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Все жизненные отношения его перестраиваются и во многом определяются тем, насколько успешно он овладевает учебной деятельностью, которая становится ведущей.

Нормальное развитие ребенка в этот период характеризуется формированием следующих качественно новых психологических образований:

 

ребенок переходит на качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности. У младшего школьника формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, что принципиально изменяет его интеллект, личность, социальные отношения;

 

происходит перестройка всех познавательных процессов, возникают и развиваются рефлексия, анализ, внутренний план действий;

 

формируются устойчивые познавательные потребности и интересы, возникает новое познавательное отношение к действительности;

 

формируется адекватная самооценка, развивается критичность к себе и окружающим;

 

приобретаются навыки общения со сверстниками, умения устанавливать дружеские контакты и отношения;

 

школьник овладевает «умением учиться», т.е. приобретает навыки и умения учебной работы;

 

раскрываются индивидуальные способности и возможности ребенка.

 

Таким образом, нормально развивающийся младший школьник – это активный, жизнерадостный ребенок, уверенный в себе, в своих способностях, организованный, умеющий дружить, соотносить свои поступки с нравственными нормами и правилами, желающий и умеющий учиться, умеющий управлять своим вниманием, памятью.

 

Нормальным психологи признают и тот факт, что большинство этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны в период кризиса в подростковом возрасте (И.В. Дубровина).

 

Подростковый кризис исследователи объясняют по-разному. В отечественной психологии в контексте идей Л.С. Выготского сложилась позиция, согласно которой подростковый кризис играет существенную роль в общем процессе возрастного развития. Кризисные проявления: противопоставление себя взрослым, отчуждение от взрослых, завоевание новой позиции – не только закономерные, т.е. нормальные, явления, но и продуктивные для формирования личности подростка (А.М. Прихожан).

 

Подростку присущи тенденции развития и саморазвития таких человеческих качеств, как:

 

самостоятельность мышления, интеллектуальная активность, творческий подход к решению познавательных задач; это сензитивный период развития творческого мышления;

 

выраженные и устойчивые интересы, внимание к себе и к другому человеку как личности;

 

адекватные формы утверждения своей самостоятельности, личностной автономии, индивидуальности;

 

адекватная самооценка, высокий уровень притязания, развитое чувство собственного достоинства, внутренние критерии самооценки;

 

способность сознательно ставить перед собой цели, переподчинять мотивы, принимать решения и быть ответственным за их последствия;

 

моральные и волевые качества, личностная рефлексия, т.е. понимание, сочувствие и сопереживание другому;

 

владение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний, адекватными способами реагирования в различных жизненных ситуациях;

 

способность контролировать ситуацию, устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды;

 

положительное отношение к труду, ориентация на культурные, нравственные ценности и человеческие смыслы;

 

владение навыками дружеского, избирательного общения со сверстниками; ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников; адекватность поведения в школе и вне ее.

 

Ребенок развивается как живое, органическое единство, как целостное явление. Именно поэтому отклонения в его развитии рассматриваются в контексте целостного развития его личности.

 

 

Факторы риска – это осложнения психического и личностного развития ребенка, являющиеся лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.

 

В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения:

 

сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника;

 

неуменьшающаяся двигательная активность (отсутствие «тормозов»), которая сочетается с эйфорическим настроением;

 

повышенная «сенсорная жажда» в виде стремления к острым ощущениям и ярким впечатлениям;

 

акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

 

наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;

 

отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция;

 

реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий назло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, невыполнением требований учителя;

 

выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;

 

нарастающее стремление к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;

 

дефекты воспитания в виде бесконтрольности и грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

 

Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие, оказываются:

 

инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных образований подросткового возраста;

 

сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью;

 

ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у мальчиков – склонность к алкоголизму, агрессии, бродяжничеству;

 

сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрица-тельным отношением к учебе;

 

переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные связи, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);

 

неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведение как основа реакции имитации либо протеста;

 

неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы (К.С. Лебединская, Г.С. Абрамова).

 

Заповеди родителей в воспитании детей

 

Если вы хотите стать современными родителями, то должны в своем воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.

 

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ

Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.

Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная обстановка.

Воспитание детей одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов.

Где вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом?

Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ
Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь.

И они необязательно хотят того же, что и вы.

Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах

ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

 

Дети - люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела "вместо" ,"за" ребенка.

ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

При этом очень важны эмоциональное стимулирование,

немедленная реакция на каждое достижение ребенка.

ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ
Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

Хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались не замеченными. Причем хвалите не вообще - а конкретно. Не "ты молодец", а "ты молодец потому что..." и обязательно дайте почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха.

ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ
Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу -дать осознать услышанное.

Любое замечание надо делать сразу после ошибки.

ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ
Главное - оценить поступок, а не личность.

 

"Ты плохой" (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации "ты поступил плохо" (оценка поступка).

Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Чем короче замечание - тем лучше.

ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ
Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.

Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели - не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку, включайтесь в построение системы перспективных целей - от дальней к средней и от нее к сиюминутной.

ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ
Воспитание должно быть поэтапным.

Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите "Прыгай", то ничего путного не добьетесь. Планку надо подымать постепенно. Задача воспитателя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ
Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

Если в отношении дурного поступка проявилась жестокость и бескомпромиссность - как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, - это дает результаты в воспитании.

logo personalnyedannyedeti